Об обучении и уровне жизни


Не будет ошибкой сказать, что большинству из нас с детских лет внушают мысль о том, чтобы хорошо жить, нужно учиться: ходить в школу и различные институты. Со временем у многих людей формируется четкая установка на то, что если я учусь, то непременно и очень скоро стану хорошо жить. Между тем, если мы трезво посмотрим по сторонам, то обнаружится, что тысячи и миллионы людей, имеющих высшее образование, с трудом сводят концы с концами. А некоторые из них, имея по два, три высших живут на обеспечении тех, кто имеет среднее образование. Некогда, не желая замечать реального положения дел, я списывал это на случайности и превратности судьбы, тем самым продолжая верить в идею, которая можно мягко назвать неработающей. Однако однажды мне это надоело и я решил разобраться, что тут не так.

Сама по себе идея о том, что в знаниях сила – хороша и на самом деле верна. Но как обычно, пытаясь всё упростить от нехватки времени, а порою и просто лени, мы опускаем некоторые звенья логической цепи, в результате чего рвется вся цепь.

Для начала давайте разберемся с некоторыми очевидными вещами. Когда мы хотим научиться танцевать, мы идем в танцевальную школу. Когда мы хотим научиться готовить, мы изучаем поваренную книгу. Когда мы хотим уметь управлять автомобилем, мы идем в автомобильную школу или нанимаем частного инструктора. Очень важно знать свою финальную цель: что я хочу уметь после обучения? Зная свою цель – необходимо выбрать наставника, который умеет то, чему я хочу научиться и передаст мне эти знания.

Отправляя нас учиться в институты, родители нам внушают мысль, что там нас научат чему-то такому, с помощью чего мы сможем счастливо жить. Что значит счастливо? Для большинства людей это означает: уметь зарабатывать деньги. И желательно – не маленькие. А вот тут давайте остановимся и подумаем. В институтах действительно этому учат? Там учат зарабатывать деньги? Вы учились в таком институте? Если вы читаете эту статью, уверен, что Нет!

Поднимите глаза на абзац выше. В нем мы выяснили, что учиться надо тому, чему я хочу научиться. Скажите мне, зачем человек поступает в институт им. Попова, где обучают врачебному делу, если он хочет научиться зарабатывать много денег? Ему родители внушили, что если он будет врачом, то у него будет много денег? Но ведь в этом институте не учат зарабатывать деньги. Там учат дисциплинам, которые помогут лечить людей. После окончания такого вуза, человек будет в принципе готов для этого. Но чтобы много зарабатывать, ему придется «в слепую» учиться уже этому, параллельно ведя врачебную деятельность. И не факт, что ему удастся «нащупать» знания по добыче денег самостоятельно.

Статистика последних лет говорит, что более половины выпускников всех вузов России разочаровываются в своей профессии, так и не овладев ею профессионально. Специалисты связывают это с неблагоприятными условиями на рынке труда. Однако, я считаю, что подсознательно желая уметь одно, люди поступают обучаться в вузы совершенно другому. Очевидно, что после окончания обучения такой человек будет глубоко разочарован тем, чему научился и бросит эту деятельность, порою, даже не начав ею заниматься.

Проблема в данном случае, связана на прямую с проблемой целеполагания. Сначала необходимо четко и позитивно сформировать цель, после чего сформировать методы её достижения. Говоря проще: сначала нужно четко понять: что я хочу уметь? Затем лишь найти то место, где этому учат. Или того наставника, который этому может научить.